Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 86
OBR57.ru

«Как подготовить ребенка к обучению в школе»

Заседание № 2 (17.05.2024 год)

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

1. Что должен знать и уметь ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе?

 В первую очередь он должен хотеть учиться. Кроме того – уметь слушать и, главное, слышать учителя. Это важнее, чем знать буквы и уметь считать. Начальные навыки чтения и счета тоже не помешают, но рано или поздно их осваивают все дети. Увы, даже к концу четвертого класса не всем удается сосредоточиться и весь урок слушать учителя — с развитием этого навыка время упускать не стоит. 

2. Лучше отдать ребенка в школу пораньше или подождать, пока исполнится семь лет?

 Все очень индивидуально. Важно, есть ли именно у этого ребенка мотивация для учебы и созрел ли он физически для работы в классе.

Большинство детей на вопрос, хотят ли они в школу, ответят: хочу, конечно! Расспрашивайте дальше: почему ты хочешь в школу? Сын может сказать: в школьном дворе такие классные горки. Или дочка вспомнит, что в школу идет подружка. Если это единственный мотив – наверное, стоит подождать: заметно, что ведущая деятельность ребенка — игровая. А вот если говорит, мол, хочу научиться читать, стать умнее – это говорит и об учебной мотивации.

3. Сможет ли ребенок слушать учителя, если дома ему любую просьбу нужно повторять десять раз? Что это вообще такое – ему силы воли не хватает или уважения к старшим?

Скорее, внимания. Внимание дошкольника и первоклассника очень неустойчивое, нужно постараться, чтобы его захватить.

 Если вы хотите добиться от ребенка выполнения какой-то просьбы, сумейте сказать это так, чтобы он услышал. Психологи говорят, что нужно опуститься на уровень ребенка. И это можно трактовать не только буквально: присесть и смотреть в глаза. Можно сказать шепотом, сказать с особой интонацией. И предупредить, что дважды повторять не будете. Дети, которые не слушают учителя, есть в каждом классе, а тем более в каждой группе подготовки к школе. Опытный педагог обычно добивается внимания и от них, и родители могут у него поучиться.

4. Можно ли готовить ребенка к школе дома самостоятельно?

Дома ребенка можно и нужно развивать: читать ему сказки, учить выражать свои мысли, поощрять рисование и другие виды творчества. Ничего плохого, если родители учат ребенка читать и считать. А вот писать – лучше не надо: педагогам после домашнего обучения приходится детей переучивать.

5. Что делать, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к школе?

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли в подготовке учащихся к их будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение и, как следствие, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребенка живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, знаний.

6. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Ребенку трудно управлять своим поведением, потому что у него недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи.

7. Как правильно готовить ребенка к школе: научить читать, считать?

Ребенка необходимо готовить к школе. Но не нужно сводить эту подготовку лишь к овладению им грамотой и элементами математики. Более важна психологическая готовность к школьному обучению: достаточный уровень волевого развития ребенка, уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка, общественные мотивы поведения и т.д.

8. Что необходимо учитывать в подготовке ребенка к школе?

Подготовка к школе – это не только интеллектуальное развитие, приобретение навыков чтения, письма, счета, формирования словарного запаса и накопление определенного запаса знаний, но и укрепление здоровья ребенка, развитие его познавательной сферы, коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности, формирования «внутренней позиции школьника».

Здоровье ребенка

Первые недели (а для части детей и первые месяцы) пребывания в школе бывают особенно тяжелыми, поскольку в это время происходит сложный процесс адаптации к новым условиям деятельности. Для него характерны изменения в характере и поведении ребенка: нарушается сон, аппетит, наблюдается повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственная ранее многословность или, наоборот, молчаливость и т.д.

Здоровые, выносливые, физически развитые дети с высокой сопротивляемостью к простудным заболеваниям легче переносят адаптацию, лучше справляются с учебной нагрузкой. У них нервное напряжение проявляется меньше и достаточно быстро проходит. Первоклассники привыкают к ритму школьной жизни, физиологически и психологически приспосабливаются к новым условиям. К ним возвращается хорошее настроение, налаживаются коммуникативные связи с взрослыми и ровесниками, они достигают успехов в учебе, становятся уравновешенными. Дети уже меньше утомляются, соглашаются выполнять поручения, выходящие за рамки учебы.

Для физически слабых первоклассников привыкание к новым условиям оказывается слишком сложным заданием: они начинают хронически «не успевать» за школьной программой, часто болеть на протяжение длительного периода, что еще больше ослабляет их организм, уменьшая адаптивные ресурсы. Вследствие этого «заколдованный круг» замыкается. Поэтому первая забота родителей будущих школьников – проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребенка, а в случае выявления проблем со здоровьем – выполнение всех назначений врача. Если медики рекомендуют год повременить с поступлением в школу, родителям следует прислушаться к этому.

Заботясь о физическом и психическом благополучии будущих первоклассников, прежде всего, следует создать дома условия, способствующие нормальному росту и развитию детей, укреплению их здоровья. Четкое соблюдение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, питаться, играть, учиться. При достаточной длительности ночного и дневного сна (в сумме приблизительно 10 – 12 часов) дети меньше утомляются, с удовольствием не только играют и развлекаются, но и выполняют различные развивающие задания, поручения родителей.

Сообщение «Формирование «школьной зрелости» у детей дошкольного возраста»

9. Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

  • Будите ребенка с улыбкой, настройте его с утра на хороший день.
  • Не подгоняйте его с утра, лучше разбудите пораньше и спокойно соберитесь в школу.
  • Пожелайте хорошего дня перед школой.
  • После школы встречайте его вопросом «Как дела?», а не «Что сегодня получил?».
  • Соблюдайте режим дня (о нем пойдет речь дальше).
  • Перед сном посидите рядом, спокойно поговорите, если ребенок хочет, почитайте ему сказку на ночь. Еще об адаптации первоклассника к школе читайте в статье "Как первокласснику быстрее адаптироваться в коллективе?"

10. Как организовать рабочее место ребенка дома?

У ребенка обязательно должен быть свой стол и стул с регулирующейся высотой сидения. Под ноги можно подставить скамеечку. Стол должен находиться в освещенном месте. На стол с левой стороны (для правшей) нужно поставить настольную лампу. Рядом со столом должна быть полочка или книжный шкаф, куда ребенок САМ должен складывать свои книги и школьные принадлежности. Компьютер должен стоять отдельно от рабочего места школьника. Во время занятий не отвлекайте ребенка, выключите телевизор и музыку, старайтесь не разговаривать.

11. Какой режим лучше всего подходит первокласснику?

После школы пусть ребенок покушает, отдохнет (только не за телевизором или компьютером), погуляет. Если у маленького ученика есть любимая секция или кружок, можно сходить туда, можно почитать книгу (если ребенок любит читать). Луше делать домашние задания в 15-17 часов. Не заставляйте младшего школьника делать все сразу. Через 15-20 минут делайте 10-15 минутные перерывы.

Для подготовки материалов для заседания были использованы следующие источники:

https://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-budushim-pervoklassnikov-podgotovka-k-shkole-gotovnost-k-shkole-6109977.html

https://family.by/review/life/17972-10-glavnyh-voprosov-roditeley-o-podgotovke-detey-k-shkole.html

https://pedsovet.su/publ/231-1-0-3928

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.