Организация досуга детей в семье
Заседание № 2 от 20.04.2022 г.
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир.
Семейный досуг – время, проведенное вместе за приятными занятиями – совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т.д.
Хорошее проведение досуга – очень важный момент в жизни семьи, который укрепляет отношения, указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, на сколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Правильно и интересно организованный досуг – это яркие и запоминающиеся на всю жизнь впечатления.
Примеры семейного досуга:
- совместные спортивные занятия (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, командные виды спорта и т.д.);
- настольные игры (монополия, эрудит, мафия, шахматы, лото, шашки, нарды, домино, скрэббл);
- совместное рукоделие (изготовление собственного кукольного театра, сочинение сценария для сказки, создание города из конструктора, сборка моделей транспорта и т.д.);
- собирание больших пазлов или мозаики;
- поход в кинотеатр/театр;
- посещение популярного фестиваля;
- посещение концерта;
- посещение аттракционов;
- посещение зоопарка;
- посещение аквапарка;
- посещение планетария;
- пикник на свежем воздухе;
- поездка в лес или ближайший город;
- совместный просмотр старых фотографий;
- просмотр семейного фильма;
- поездка в гости всей семьей;
- генеральная уборка квартиры или уборка территории вокруг дома;
- благотворительность (собрать и отвезти хорошие, но ненужные вещи нуждающимся);
- написать письма и подписать открытки родным и близким, а затем отправить их по почте;
- фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);
- мастер-класс (в интернете или в живую);
- семейные встречи (собрать у себя родственников, накрыть на стол, придумать развлечения);
- катание на велосипедах, роликах, самокатах;
- игры («Фанты», «Крокодил», «Веселая чепуха» и т.д.);
- совместные покупки в торговом центре (важно порадовать каждого члена семьи, сумма покупки каждого должна быть примерно одинаковой и заранее оговорена);
- совместное приготовление сложного, интересного блюда (выбор и покупку продуктов для блюда также можно включить в этот пункт);
- поход в библиотеку (где каждый, не торопясь, выбирает себе чтение по интересам, например, на неделю и возвращает книги, которые брали на предыдущей);
- тематический ужин или тематическая вечеринка с детьми.
Праздники в семье
Наиболее распространенная организация семейного досуга – это семейные праздники. Семейный праздник – организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относятся дни рождения, крестины и т. д.
Любое событие можно превратить в маленький семейный праздник.
Правила при организации семейного праздника:
- приглашайте на детский праздник не более 3–4 детей (ведь они будут с родителями);
- чем младше ребенок, тем меньше гостей;
- все приглашенные – как дети, так и взрослые, – должны быть знакомы между собой: незнакомые дяди и тети насторожат одних малышей, других присутствие чужих людей просто испугает. Все это может скомкать праздник или вовсе сделать его проведение невозможным;
- длительность праздника (от встречи гостей до проводов домой) – не более часа, активная фаза – до получаса;
- сценарий праздника должен учитывать то обстоятельство, что малышу важно действовать, участвовать в событиях, а не быть зрителем; ребенок в этом возрасте уже может вместе со взрослыми поплясать под веселую задорную детскую мелодию, подражая простым движениям пап и мам, подпеть песенку, повторить простые манипуляции с предметами, музыкальными инструментами;
- сценарий праздника и все, что происходит, должно быть понятно присутствующим детям; следует чередовать активные игры со спокойной деятельностью;
- угощение должно быть легким и непродолжительным – это не главная часть детского праздника;
- на детском празднике не используйте телевизор в качестве развлечения, короткий мультфильм (продолжительностью 5–6 минут) может стать частью сценария праздника, но не основой времяпрепровождения, как это часто бывает;
- малыши любят сюрпризы, поэтому хорошо, если каждый ребенок уйдет с праздника с подарком, пусть даже символическим. При этом нужно учитывать, что ребенок будет видеть и подарки своих товарищей, захочет проверить, какие они у других детей, – поэтому хотя бы внешний вид этих символических подарков должен быть одинаковым у всех малышей.
Театр
Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это связано с тем, что сценические действие во многом созвучно детской игре.
С ребенком 2-2,5 лет можно отправиться на детский спектакль, кукольный театр или театр зверей. Выбирать спектакль нужно таким образом, чтобы персонажи (действующие лица) ребенку были знакомы. Но чаще всего знакомство дошкольников с театром происходит в 4-6 лет.
Успех первого выхода в театр зависит от хорошо организованной предварительной работы (знакомство с правилами поведения в театре, с содержанием спектакля). Закрепить правила поведения в театре помогут разнообразные игровые упражнения.
В ходе бесед и игровых упражнений ребенок должен знать:
- входить в зрительный зал после 3го звонка неприлично;
- проходить к своему месту нужно лицом к сидящим зрителям;
- во время представления громко разговаривать нельзя;
- во время действия нельзя шуршать фантиками, передвигаться по залу.
Не мало важно подумать о наряде – это один из важных компонентов зрительной культуры. Кроме того, нарядная одежда создает ощущение праздника (для мальчиков костюм и галстук, для девочек – платье).
Правилами хорошего тона считается прибытие в театр за 15-20 минут до начала спектакля. За 5 минут до начала представления нужно занять свои места.
Во время спектакля ребенку можно тихо давать короткие комментарии по ходу действия. Необходимо приучать ребенка задавать свои вопросы, возникающие во время сценического действия шепотом.
В антракте с ребенком лучше выйти в фойе, обсудить увиденное, рассмотреть фотографии, посетить буфет.
После спектакля лучше пройтись пешком. Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость от длительного сидения.
Важно обсудить с ребенком содержание спектакля, обменяться впечатлениями с ним. С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Старшие дошкольники могут оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц.
Семейные походы.
Наиболее универсальным видом активного отдыха для семьи являются семейные походы. Они дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект – это воздействие на организм природных факторов (солнце, воздух, вода) и разнообразной двигательной активности.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. В походе у детей воспитывается самостоятельность и ответственность.
Самостоятельно участвовать в путешествиях дети способны с 3-4 лет. Начинать нужно с непродолжительных и не сложных прогулок в парк, к реке во время отдыха на даче, предлагая детям простейшие препятствия.
Мастер-класс «Маршрут выходного дня» (автор-составитель Просвирнова В.В.)
Консультация для родителей «Занятия с детьми весной дома и на улице»
Консультация для родителей «Одежда для прогулок»
Семейные традиции.
Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела.
Рекомендаций для создания семейных традиций:
• Можно начать с самого простого – читать перед сном. Только надо серьезно подходить к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим.
• Дружная счастливая семья может придумать для себя «особое» приветственное слово, которое будет понятно только членам семьи;
• В выходные вся семья может собираться за семейным обедом или ужином. Важно, чтобы это событие не сводилось к унылому поеданию деликатесов, а запомнилось в виде праздничного мероприятия. Будет весело, если дети тоже будут участвовать в приготовлении какого-либо кулинарного изыска, который также займет почетное место на праздничном столе.
• В качестве семейной традиции могут выступать и выезды или прогулки на природу или традиция отпуска (ежегодный отдых вместе с детьми).
• Традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, но воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное – важно общение с гостем.
• Традиции семейного чтения, пения, рукоделия и другого совместного творчества, игр взрослых и детей,
• Традиции коллекционирования (открыток, магнитов, статуэток, цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов).
• Создание семейных альбомов, генеалогического дерева.
Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи. У детей постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, взаимном уважении и совместных общих делах.
Маршрут выходного дня «Центральная детская библиотека имени И.А.Крылова»
(май 2021 г.)
Маршрут выходного дня «Театр «Свободное пространство»
При разработке заседания были использованы следующие источники:
1.Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова – М.: Изд. Центр «Академия», 2001 г.– 208 с.
2.https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditelej-po-organizacii-semejnogo-dosuga-4136881.html