Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 86
OBR57.ru

Детский дорожно-транспортный травматизм и его профилактика

Заседание № 1 от 28 октября 2021 года

             В настоящее время проблема дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков – одна из главных. Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо с раннего детства. Детям сложно самостоятельно освоить азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Управление МВД России по Орловской области сообщает, что за 10 месяцев 2021 года на автодорогах Орловской области зарегистрировано 554 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими, в которых 53 человека погибло и 738 получили ранения. Из которых зафиксировано 72 ДТП с участием несовершеннолетних. В результате этих происшествий травмированы были 78 детей. В регионе полицией было составлено 2435 административных материалов за нарушения правил перевозки детей. Управление МВД России по Орловской области также отмечает об ухудшении статистики по дорожно-транспортным происшествиям.

Отчасти виновниками ДТП являются пешеходы из-за:

– перехода перед близко идущим транспортом;

– перехода в запрещенном месте;

– невнимательности пешеходов;

– хождению по проезжей части при наличии тротуара.

Очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Необходимо закреплять знания детей, полученные в детском саду и знакомить с культурой безопасного поведения на дороге.

К окончанию дошкольного учреждения дети могут знать:

  1. Из каких частей состоит улица;
  2. Что такое перекресток;
  3. Зачем нужны тротуары;
  4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах;
  5. Когда и где можно переходить улицу;
  6. Зачем нужен светофор;
  7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора;
  8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем;
  9. Как надо вести себя при выходе из автобуса;
  10. Где можно кататься на велосипеде;
  11. Где пассажиры должны ожидать транспорт;
  12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны.

Чтобы ребенку было легче запомнить и усвоить правила дорожного движения, а также грамотно их применять станьте для него примером и никогда не нарушайте эти правила.

Чтобы детям было интересно с вами изучать правила дорожного движения следуйте предложенным советам:

Совет № 1.

Немного истории.

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами, после чего появились машины. Над созданием машин работали талантливые инженеры всего мира. Первую в мире универсальную паровую машину придумал и собрал русский умелец Иван Ползунов.

Всадники на лошадях ездили, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом.

Первые правила дорожного движения появились много лет тому назад. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

Совет № 2.

Расскажите какими были первые автомобили.

Совет № 3.

Расскажите и покажите из каких частей состоит современная машина, какие функции выполняет каждая ее деталь.

Совет № 4.

Знакомьте ребенка с правилами дорожного движения систематически, в любое свободное время, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге.

Гуляя с детьми рассказывайте обо всем происходящем на дороге с транспортом и пешеходами. По дороге в детский сад играйте в различные дидактические игры. Спрашивайте о встречающихся знаках дорожного движения, уточняйте их назначение. Объясняйте дошкольникам, что дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что можно и что нельзя делать.

Гуляя по улице знакомьте детей с ее особенностями и правилами поведения на ней: быть внимательным и идти только по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу только в разрешенных местах.

Дети любят отгадывать загадки. Попробуйте с ребенком придумать свои загадки – это очень увлекательно и интересно.

Задавайте чаще вопросы о предназначении улицы, ее частях, о том, кто такие пешеходы и, кто такие водители, о назначении и сигналах светофора и многое другое.

Что должны знать дети дошкольного возраста про безопасность дорожного движения:

Первая младшая группа (2-3 года):

Первичные представления о машинах, улице, дороге.

Некоторые виды транспорта.

Вторая младшая группа (3-4 года):

Первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Знать понятия «улица», «дорога», «светофор».

Иметь представления о работе водителя.

Средняя группа (4-5 лет):

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

Учить детей наблюдать за происходящем на улице, объяснять насколько важно соблюдать правила дорожного движения.

Знать разный городской транспорт («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

Знать знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Знать правила поведения в общественном транспорте.

Старшая группа (5-6 лет):

Знать элементы дороги: проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.

Знать ближайшие к детскому саду улицы и улицы, на которых живут дети.

Знать дорожные знаки: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

Знать понятия «площадь», «бульвар», «проспект».

Свободно ориентироваться на ближайших улицах детского сада.

Уметь находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Знать о работе ГИБДД.

Знать правила поведения на улице и в общественном транспорте.

Совет № 5.

Рассматривайте книжную литературу на заданную тему, рассматривайте к ней иллюстрации. Обсуждайте прочитанное с детьми. Создавайте различные проблемные ситуации для систематизации и применений знаний на личном опыте ребенка.

Что можно прочитать детям:

ПДД для детей: от 6 до 12 лет. — 7-е издание. — Москва: Эксмо, 2022. — 176 с. : ил.

Правила безопасного поведения для детей/ Ю.С. Василюк. – Москва: Эксмо, 2019. – 144 с. – (Умные книги для умных детей).

Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: Слово, 2009. – 176 с.

Правила дорожного движения для детей. Алиса Бочко. – СПб.: Питер, 2014. – 16 с.: ил. – (Серия «Вы и Ваш ребенок»).

«Про одного мальчика» С. Михалков.

«Мяч» С. Маршак.

«Для пешеходов» В. Тимофеев.

 «Азбука безопасности» О. Бедарева и др.

«Про правила дорожного движения» Волков С.Ю.

Совет № 6.

Играйте вместе с детьми.

Всем известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность.

Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные игрушки, например, игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика и т.д. Показывайте на своем примере как вы играете, ведете диалог, придумывайте вместе с детьми, творите, создавайте для игр атрибуты.

Организовывая игры обозначьте улицы, тротуары, перекрестки, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать, используя правила дорожного движения.

Настольно-печатные игры:

«Светофор. Правила дорожного движения для маленьких пешеходов и будущих водителей».

«Лото. Дорожные знаки». Настольные игры Олеси Емельяновой.

«Внимание! Дорога!». Настольная развивающая игра-лото для занятий в группах детских садов и самостоятельного.

Настольная игра-ходилка. «Правила дорожного движения».

«Умный светофор». Развивающая игра-лото.

Развивающая игра. «Ассоциации. Правила дорожного движения» и др.

Совет № 7.

Составьте с ребенком безопасный маршрут от детского сада домой.

В этом поможет Вам буклет «Безопасный маршрут «Дом – детский сад»

 

Авторское пособие  «Развивающая книга для детей 6-7 лет»

Составители:  Просвирнова Валерия Валерьевна, старший воспитатель;

Прохорова Елена Викторовна, воспитатель;

Русин Дима, воспитанник подготовительной группы «А» «Колобок».   

Авторы-составители пособия «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников» (Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова) предлагают для родителей памятки и рекомендации по соблюдению безопасного поведения на улицах города.

Памятка № 1.

  • Переходя дорогу, убедитесь в том, что сигнал светофора зеленый.
  • Постарайтесь максимально приблизить к себе ребенка, не отдаляйте от себя коляску, возьмите ребенка на руки, крепко держите его за руку.
  • Доверяя светофору, проверьте, что весь транспорт по сигналу светофора остановился, посмотрев сначала налево, затем направо. Во время перехода уберите все отвлекающие Вас предметы: телефон, журнал, сигареты и т.д.
  • Беседы с ребенком отложите на потом.
  • В случае отсутствия светофора по возможности воспользуйтесь подземным переходом или переходите по «зебре».
  • Всегда соблюдайте правила дорожного движения и будьте правильным примером для Вашего ребенка.
  • Переходите дорогу спокойно, чтобы ребенок успевал за вами.
  • Не пугайте ребенка опасностью.
  • При входе и выходе из транспорта возьмите маленького ребенка на руки, чтобы не задерживать других пассажиров.
  • При входе в транспорт более взрослому ребенку помогайте подняться, при выходе – спуститься.
  • В темное время суток переходите дорогу только в освещенном месте.
  • Начинайте знакомить ребенка с правилами дорожного движения с маленького возраста, объясните ему сигналы светофора, используйте для этого различные дидактические игры и картинки.
  • В зимнее время объясните ребенку об опасностях, с которыми он может столкнуться на дорогах.
  • В темное время суток избегайте неосвещенных дорог и объясните это ребенку.

Памятка № 2.

Не спешите, переходите улицу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на желтый или красный сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Из автомобиля, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовы поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Рекомендации.

Каждый родитель – пример для подражания!

Выберите наиболее безопасный путь от дома до детского сада.

Переводя ребенка через дорогу, держите его за руку.

Хорошо изучите правила дорожного движения, избегайте наиболее опасные места при переходе улицы.

Ежедневно напоминайте детям перед выходом из дома ПДД.

Контролируйте, где Ваш ребенок, если Вы остановились с приятелем на тротуаре, не увлекайтесь с ним разговорами, забыв, что в это время делает ваш ребенок.

Движение родителей с детьми на колясках, санках разрешается только по тротуарам. Там, где нет тротуаров, возить можно по обочине дороги левой стороны, навстречу движению транспорта. Безопасно вести санки, коляску по тротуарам.

По пешеходным тропам идите с детьми с правой стороны, не торопясь.

Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу, дождитесь, пока движущееся средство отойдет от остановки.

Войдя в транспорт, не выпускайте руку ребенка, при резком торможении ребенок может травмироваться.

Посадите ребенка на сиденье или посадите на колени (в любом случае крепко его держите).

Научите детей!

Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, по правой стороне.

Дорогу надо переходить спокойно по пешеходным переходам. Если нет светофора или регулировщика, надо посмотреть налево, убедиться, что близко нет машин, а дойдя до середины дороги – посмотреть направо.

Стоящий автобус надо обходить сзади, чтобы видеть идущий за ним транспорт. Трамвай надо обходить спереди.

Нельзя внезапно появляться перед близко идущим транспортом, потому что машина не может остановиться сразу.

Нельзя играть на проезжей части. Это опасно для жизни.

Автобус, троллейбус, трамвай разрешается ожидать только на площадках, отмеченных линией.

Систематическая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения приносит свои положительные результаты, ежегодно профилактику детского дорожно-транспортного травматизма учреждение проводит совместно с сотрудниками ГИБДД, организуются целевые прогулки, с удовольствием дети принимают участие в различных конкурсах, в которых занимаются призовые места.

Встреча с инспектором ГИБДД

Флешмоб, целевые прогулки

Для создания конспекта мероприятия были использованы следующие источники:

1. «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников» (Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова);

2. https://orelgrad.ru/blog/2021/11/20/chislo-pogibshix-na-orlovskix-dorogax-vyroslo-do-53-x/

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.